Образовательная деятельность для лиц с ОВЗ осуществляется по следующим адресам:
- Учебный корпус № 1, ул.Н.Руднева, д.51
- Учебный корпус № 2, ул. Шевченко, д.21
- Учебный корпус № 4, ул. Шевченко, д.5б
Создание условий для обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебных кабинетах и других объектах центра осуществляется согласно дорожной карте.
Паспорт доступности Н. Руднева, 51.pdf
Паспорт доступности Шевченко, 5б.pdf
Паспорт доступности Шевченко, 21.pdf
Паспорт доступности Станиславского, 12а.pdf
Информационно-библиотечный центр специальным оборудованием не оснащён.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа в здания образовательной организации осуществляется согласно дорожной карте.
Специальных условий питания в МБОУ ЦО № 42 нет.
Специальные условия охраны здоровья: организацию охраны здоровья обучающихся, воспитанников (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в МБОУ ЦО № 42 осуществляет Детская городская клиническая больница ( сайт — dgkb-tula.ru) на основе договоров о совместной деятельности. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся, воспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Центр образования предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Во всех учебных корпусах имеются медицинский и процедурный кабинеты.
МБОУ ЦО № 42 при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
В МБОУ ЦО № 42 имеется доступ к сети Интернет на основании действующего договора с ОАО «Ростелеком»:
- по выделенной высокоскоростной оптоволоконной линии с пропускной способностью до 100 Мбит/с в рамках проекта ЕИКС;
- по Wi-Fi (беспроводному доступу) c пропускной способностью до 10 Мбит/с.
Все используемые в работе компьютеры подключены к внутренней информационно-телекоммуникационной сети и имеют выход в Интернет.
- наличие доступа к сети Интернет во всех учебных кабинетах и кабинетах администрации.
- доступ к сети Интернет для учителей в кабинете информатики с 14.00 свободный.
- доступ к сети Интернет для учащихся в кабинете информатики с 14.00 под руководством учителей или самостоятельно (при разрешении).
Обеспечение доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться при наличии финансирования.
Организация обеспечения доступа к ЭОР инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется согласно дорожной карте реализации доступной среды.
В состав МБОУ ЦО № 42 общежития и интернаты не входят.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ - 0 (общежития и интернаты отсутствуют).
В сентябре 2022 года в МБОУ ЦО № 42 был открыт ресурсный класс для детей с РАС.
Ресурсный класс создается с целью обеспечения обучающимися с РАС и ментальными нарушениями реализации права на получение общего образования в условиях инклюзивного образования в среде совместного обучения с типично развивающимися сверстниками.
Задачи:
- создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с РАС и ментальными нарушениями на основе адаптированных общеобразовательных образовательных программ (АООП);
- подготовка обучающихся с РАС и ментальными нарушениями к включению в общеобразовательные классы и обучению совместно с типично развивающимися сверстниками в условиях инклюзии.
Функционирование ресурсного класса осуществляется в двух режимах — постоянном и режиме поддержки.
Постоянный режим предусматривает:
- не менее 80% времени, затраченного на освоение обучающимся с АООП внутри пространства Ресурсного класса, индивидуальное тьюторское сопровождение на протяжении всего учебного дня, участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом для развития социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения;
- проведение консультаций специалистами Ресурсного класса родителей обучающихся, со средней периодичностью один раз в месяц, продолжительностью до одного (астрономического) часа.
Решение о сроках, частоте, периодичности частичного сопровождаемого включения (инклюзии) учащихся посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме, на отдельные занятия в общеобразовательных классах, в которые они зачислены, а также о количестве времени и уроках, на которые включается учащийся, принимают специалисты Ресурсного класса на основе следующих критериев:
- отсутствие нежелательного поведения во время урока в течение 15 минут;
- умение выражать адекватным образом просьбу, отказ и согласие;
- умение ждать и следовать инструкции сопровождающего (учителя, педагога-психолога, тьютора) в 80% случаев.
На данный момент в ресурсном классе обучается восемь учеников с РАС в возрасте 7-8 лет. Каждый из учеников зачислен в общеобразовательный класс.
В ресурсном классе работает команда специалистов:
- Безгрешнова А.А., учитель ресурсного класса (учитель-дефектолог),
- Кузнецова Е.А., учитель-дефектолог,
- Антонникова К.В., учитель-логопед,
- Мельник Н.С., педагог-психолог,
- Свиридова Е.В., тьютор,
- Бурцева С.В., методист.
Используются специальные дидактические материалы и средства для обучения детей с РАС:
- Визуальное расписание уроков и режима дня.
- Визуальные подсказки, схемы, таблицы.
- Парты с перегородками для индивидуальных занятий.
- Шумопоглощающие наушники.
- Утяжелители (жилеты, одеяло).
- Карточки PECS.
- Нумикон.
- Коммуникатор (планшет).
- Таймеры.
- Квадраты Никитина.
- Колумбово яйцо.
- Танграм.
- Магнитная азбука.
- Балансировочные подушки.
- Сенсорный чулок.
Оборудовано два отдельных кабинета, которые разделены на зоны.
Учебный кабинет:
1. Зона для индивидуальных занятий:
2. Зона для занятий в группах:
3. Зона для сенсорной разгрузки:
4. Рабочая зона педагога оборудована необходимой техникой: интерактивная доска, проектор, ноутбук, МФУ, принтер, ламинатор:
Кабинет индивидуальной и групповой работы специалистов:
1. Зона для занятий:
2. Зона для сенсорной разгрузки:
Нормативные документы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: https://fgos.ru/fgos/fgos-1598/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» https://fgos.ru/fgos/fgos-1599/
3. Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ ЦО № 42
Примерные адаптированные программы:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развити
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Комплекты примерных рабочих программ:
1. Комплект примерных рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности (включающей коррекционно-развивающую область) для 4 класса, адресованный обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (3 класс)
3. Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
4. Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра