В сентябре 2022 года в МБОУ ЦО № 42 был открыт ресурсный класс для детей с РАС.
Ресурсный класс создается с целью обеспечения обучающимися с РАС и ментальными нарушениями реализации права на получение общего образования в условиях инклюзивного образования в среде совместного обучения с типично развивающимися сверстниками. и т.д.
Задачи:
- создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с РАС и ментальными нарушениями на основе адаптированных общеобразовательных образовательных программ (АООП);
- подготовка обучающихся с РАС и ментальными нарушениями к включению в общеобразовательные классы и обучению совместно с типично развивающимися сверстниками в условиях инклюзии.
Функционирование ресурсного класса осуществляется в двух режимах — постоянном и режиме поддержки.
Постоянный режим предусматривает:
- не менее 80% времени, затраченного на освоение обучающимся с АООП внутри пространства Ресурсного класса, индивидуальное тьюторское сопровождение на протяжении всего учебного дня, участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом для развития социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения;
- проведение консультаций специалистами Ресурсного класса родителей обучающихся, со средней периодичностью один раз в месяц, продолжительностью до одного (астрономического) часа.
Решение о сроках, частоте, периодичности частичного сопровождаемого включения (инклюзии) учащихся посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме, на отдельные занятия в общеобразовательных классах, в которые они зачислены, а также о количестве времени и уроках, на которые включается учащийся, принимают специалисты Ресурсного класса на основе следующих критериев:
- отсутствие нежелательного поведения во время урока в течение 15 минут;
- умение выражать адекватным образом просьбу, отказ и согласие;
- умение ждать и следовать инструкции сопровождающего (учителя, педагога-психолога, тьютора) в 80% случаев.
На данный момент в ресурсном классе обучается восемь учеников с РАС в возрасте 7-8 лет. Каждый из учеников зачислен в общеобразовательный класс.
В ресурсном классе работает команда специалистов:
- Безгрешнова А.А., учитель ресурсного класса (учитель-дефектолог),
- Кузнецова Е.А., учитель-дефектолог,
- Антонникова К.В., учитель-логопед,
- Мельник Н.С., педагог-психолог,
- Свиридова Е.В., тьютор,
- Бурцева С.В., методист.
Используются специальные дидактические материалы и средства для обучения детей с РАС:
- Визуальное расписание уроков и режима дня.
- Визуальные подсказки, схемы, таблицы.
- Парты с перегородками для индивидуальных занятий.
- Шумопоглощающие наушники.
- Утяжелители (жилеты, одеяло).
- Карточки PECS.
- Нумикон.
- Коммуникатор (планшет).
- Таймеры.
- Квадраты Никитина.
- Колумбово яйцо.
- Танграм.
- Магнитная азбука.
- Балансировочные подушки.
- Сенсорный чулок.
Оборудовано два отдельных кабинета, которые разделены на зоны.
Учебный кабинет:
1. Зона для индивидуальных занятий:
2. Зона для занятий в группах:
3. Зона для сенсорной разгрузки:
4. Рабочая зона педагога оборудована необходимой техникой: интерактивная доска, проектор, ноутбук, МФУ, принтер, ламинатор:
Кабинет индивидуальной и групповой работы специалистов:
1. Зона для занятий:
2. Зона для сенсорной разгрузки: